Общество: основы философского анализа
1.Представление Платона о природе государства состоит в том, что оно:
а) результат общественного договора между людьми, гарантия их безопасности
б) осуществляет отеческую опеку над человеком и управляет им, человек починяет свои интересы государственным
в) «град божий», противостоящий «граду небесному»
2. Становление новых воззрений на роль государства в философии XVII в. связано с именами:
а) Ф. Бэкона
б) Т. Гоббса
в) Г. Лейбница
г) Д. Локка
д) Р. Декарта
3. Философия эпохи Возрождения рассматривает человека как:
а) общественное животное
б) творца, художника
в) созданное Богом существо
г) микрокосм
4. Философы эпохи Просвещения трактуют социальные процессы с позиции:
а) материализма
б) идеализма
в) дуализма
г) агностицизма
5. С позиции материалистической модели общества основа общественного бытия – это:
а) природная среда
б) мораль
в) политические отношения
г) материальные отношения
д) религия
6. Суждение материалиста Л. Фейербаха «Природы человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии…» характерно для следующей модели общества:
а) материалистической
б) идеалистической
в) натуралистической
г) факторной
7. Сущность геополитики как социально-философской доктрины состоит в том, что:
а) географическая среда может ускорять или замедлять развитие общества
б) законы развития общества отличны от законов природы
в) политика государства определяется географическими факторами
г) природная среда – необходимое условие существования людей
8. Особенность натуралистического подхода к обществу состоит в том, что:
а) природная среда – необходимое условие существования людей
б) географическая среда может ускорять или замедлять развитие общества
в) географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль
г) законы развития общества отличны от законов природы
9. Сущность волюнтаризма состоит в том, что:
а) народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами общества
б) ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа
в) история есть результат деятельности мирового разума
г) выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами
10. Для идеалистической модели общества характерно суждение, что выдающаяся личность:
а) не играет никакой роли в истории
б) играет определяющую роль в обществе
в) может оказать существенное влияние на исторический процесс при определенных условиях
11. Наиболее полно понятие «цивилизация» можно определить, как:
а) совокупность людей, объединенных единством религии
б) этап истории, следующий за периодом дикости и варварства
в) мировое сообщество государств и народов
г) меру развития материальной культуры общества
д) целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах
12. Признаки, характерные для антропогенной цивилизации:
а) власть техники
б) общность человека и природы
в) личные интересы преобладают над общественными
г) доминируют информационные технологии
д) отрицание прогресса
е) человек занимает центральное место
13. Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как:
а) власть техники
б) общность человека и природы
в) человек не существует как индивидуум
г) личные интересы преобладают над общественными
14. Цивилизационный подход к анализу общества разработан:
а) К. Марксом
б) Н. Данилевским
в) К. Поппером
г) А. Тойнби
д) Т. Куном
15. Сущность цивилизации состоит в том, что цивилизация – это:
а) ступень развития общества, следующая за периодом дикости и варварства
б) этап истории человечества, фундаментом которого является культура
в) стадия деградации, упадка культур
г) мера развития материальной культуры общества
16. Преобладание личных интересов над общественными, характерно для следующей цивилизации:
а) космогенной
б) техногенной
в) антропогенной
17. Для материалистической модели общества характерны утверждения о том, что:
а) социальные законы имеют вероятностный характер
б) в природе действуют бессознательные, слепые силы
в) общественные законы реализуются через сознательную деятельность людей
г) законы природы имеют вероятностный характер
18. Важнейшие содержательные характеристики формационного подхода к обществу - это:
а) обоснование его системного характера
б) утверждение линейного характера социального развития
в) признание закономерности и единства истории
г) утверждение экономической детерминированности
д) признание вероятностного характера общественного развития
19. Цивилизационный подход к изучению исторического процесса раскрывают такие понятия, как:
а) базис
б) культура
в) способ производства
г) социокультурная общность
д) производственные отношения
20. Сущность фатализма раскрывает суждение о том, что:
а) исторический процесс совершается закономерно
б) общественная жизнь не имеет объективных законов
в) ход истории заранее предопределен и неизбежен
г) научное предвидение исторических событий невозможно
21. Сущность плюралистической модели общества раскрывает суждение о том, что:
а) история есть результат деятельности мирового разума
б) жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов
в) общество – продукт взаимодействия различных равновесных факторов
г) основой общества является развитие науки и техники
22. Для социально-материалистической модели характерно утверждение о том, что:
а) выдающаяся личность не играет никакой роли в истории
б) выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе
в) все социальные группы, слои, общности, индивиды являются движущими силами развития общества
23. Социальные законы с точки зрения материалистической модели являются:
а) всеобщими
б) динамическими
в) статистическими
24. Под обществом в философии понимают:
а) совокупность биологических существ, организованных с целью выживания:
б) продукт взаимодействия людей
в) этап человеческой истории
г) конкретное общество как самостоятельный субъект истории (китайское, российское и т.д.)
25. Важнейшей составной частью материалистического понимания истории является:
а) идея исторического круговорота
б) принцип провиденционализма
в) теория общественно-экономических формаций
г) идея цикличности
26. Сущность материалистического подхода к объяснению исторического прогресса раскрывает суждение:
а) общественное сознание определяет общественное бытие
б) основа всех социальных изменений – мировая воля
в) общественное бытие определяет общественное сознание
г) определяющий фактор общественных изменений – природная среда
27. Разработка формационного анализа общества принадлежит:
а) М. Веберу
б) О. Шпенглеру
в) К. Марксу
г) Т. Куну
28. К общественному сознанию не относятся:
а) экономические отношения
б) научные теории
в) географическая среда
г) церковь
29. Для идеалистической модели характерно:
а) признание законов развития общества
б) понимание сознания как конечной причины исторических событий
в) отрицание детерминирующего фактора развития общества
г) утверждение, что в обществе законы реализуются через сознательную деятельность людей
30. Сущность материалистического понимания общества выражает суждение:
а) природная среда определяет характер и психику людей, политический строй, культуру общества
б) общественное бытие определяет общественное сознание
в) движущие силы общества – духовное меньшинство, «элита» общества
г) общество – регулятор действия различных социальных явлений
31. «Объективная социальная реальность, реальный прогресс жизни людей, определяющую основу которого составляет производство материальных благ – это определение:
а) цивилизации
б) общественно-экономической формации
в) общественного бытия
г) социального детерминизма
32. Абсолютизация роли природной среды в развитии общества характерна для модели:
а) идеалистической
б) факторной
в) материалистической
г) натуралистической
33. «исторический тип общества, представляющий систему общественных отношений, функционирующую и развивающуюся на основе материального производства» - это определение:
а) цивилизации
б) общества
в) общественно-экономической формации
г) общественного бытия
34. Совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, настроений – это определение
а) общественно-экономической формации
б) цивилизации
в) общественного бытия
г) общественного сознания
35. Возможности народа в социальной деятельности:
а) безграничны
б) ограничены
36. Понимание цивилизации как стадии деградации культуры, ее заката характерно для:
а) П. Сорокина
б) К. Маркса
в) О Шпенглера
г) А. Тойнби
37. Рассмотрение цивилизации как синонима культуры общества характерно для:
а) Ш. Монтескье
б) А. Тойнби
в) Ф Энгельса
г) Г. Бокия
38. Представители социально-материалистической модели:
а) Ш. Монтескье
б) К. Маркс
в) М. Вебер
г) Ф. Энгельс
д) П. Сорокин
39. Представители идеалистического взгляда на общество:
а) Л. Фейербах
б) Л. Гумилев
в) К. Маркс
г) Г. Гегель
40. Представители натуралистической модели общества:
а) П. Сорокин
б) М. Вебер
в) Ш. Монтескье
г) Л. Мечников
41. Представитель факторной (плюралистической) модели общества:
а) А. Тойнби
б) М. Вебер
в) К. Маркс
г) Н. Данилевский
42. К факторной (плюралистической) модели общества НЕ относятся:
а) Г. Бокль
б) Р. Арон
в) Ф. Энгельс
г) И. Кант
43. «Целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах» - это определение:
а) общества
б) цивилизации
в) государства
44. Сущность идеалистической модели общества раскрывает суждение
а) природная среда – необходимое условие существования людей
б) общественное сознание – определяющий фактор развития общества
в) законы развития общества отличны от законов природы
г) общество – продукт взаимодействия различных социальных факторов.
45. Общество является предметом исследования общественной науки:
а) культурологии
б) социальной философии
в) гносеологии
г) антропологии
д) политологии
46. Сторонники «географического детерминизма» особенности исторического процесса связывали с :
а) климатом страны
б) религиозными убеждениями
в) составом почвы и территорий
г) моральными принципами
47. Учение Вернадского об обществе основано на идее:
а) антропосферы
б) социосферы
в) ноосферы
г) техносферы
48. Процесс развития общества в марксизме представлен в виде:
а) циклов
б) стрелы
в) спирали
г) маятника
49. Концепцию «конца истории» в современной футурологии выдвинул:
а) Л. Гумилев
б) П.Сорокин
в) Ф.Фукуяма
г) А.Тойнби |