1. Первоначальное определение философии как области знания – это:
• душа культуры,
• учение о мудрости,
• любовь к мудрости,
• учение о первосущностях,
• форма теоретического мировоззрения.
2. Для философского мировоззрения характерны такие признаки, как:
• оценочный характер,
• абстрактность,
• эмпирическая обоснованность,
• доказательность,
• логическая обоснованность,
• простота,
• наглядность,
• системность,
• максимальная общность.
3. Философские вопросы – это вопросы:
o как устроен мир?
o каковы пути решения экологического кризиса?
o что есть человек и какое место он занимает в мире?
o что есть истина?
o расширяется ли Вселенная?
o возможны ли небелковые формы жизни?
4. Религия представляет собой:
• знание о боге,
• эмоциональный опыт человека,
• веру в бога,
• мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественное.
5. Представители философского материализма – это:
• Д. Юм,
• П. Гольбах,(?)
• Демокрит,
• Р. Декарт,
• К. Маркс,
• Гераклит,
• Платон.
6. Сущность диалектики как метода раскрывает такое суждение как:
• все течет, все изменяется,
• все явления и предметы взаимосвязаны (?)
• противоречия — источник развития,
• развитие — это прогрессивное изменение.
7. Философия обладает … функциями:
• коммуникативной,
• методологической,
• прогностической,
• технологической,
• мировоззренческой,
• информативной,
• критической,
• аксиологической,
• интеллектуальной.
8. Основным систематизатором Средневековой схоластики зрелого этапа ее развития был:
• Абеляр,
• Аристотель,
• Фома Аквинский,
• Дунс Скот,
• Оккам,
• Росцеллин.
9. Отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения – это:
• антропоцентризм,
• пантеизм,
• гуманизм,
• атеизм,
• деизм,
• антисхоластическая направленность,
• критика религии,
• дуализм.
10. Основные особенности философии Нового времени – это:
атропоцентризм,
механицизм,
наукоцентризм,
эмпиризм,
рационализм,
диалектрический стиль мышления,
агностицизм.
11. Для русской философии к.19 – н.20 в.в. характерны такие особенности, как:
православный характер,
евроцентризм,
антропоцентризм,
наукоцентризм,
тесное переплетение с художественной литературой,
критика западного классического рационализма,
интерес к морально-этическим проблемам,
материализм.
12. Проблема, составляющая предмет дискуссии между славянофилами и западниками, - это:
природа общих понятий (универсалий),
исторические судьбы России и русского народа в мире,
рациональное постижение мира,
необходимость размежевания богословия и философии.
13. Утверждение “Философия — это логика науки” можно отнести к такому направлению современной философии, как: (?)
герменевтика,
экзистенциализм,
неопозитивизм,
неотомизм,
постмодернизм,
позитивизм.
14. Характерные черты современной неклассической философии – это:
рационализм,
вера в прогресс,
многообразие школ и течений,
критическое отношение к классической философии,
оптимизм,
материализм,
пессимизм,
иррационализм,
плюрализм.
15. Становление новых воззрений на роль государства в философии XVII в. связано с именами:
• Ф. Бэкона,
• Т. Гоббса,
• Г. Лейбница,
• Д. Локка,
• Р. Декарта,
• Б. Спинозы.
16. Философы эпохи Просвещения трактуют социальные процессы с позиций:
• материализма,
• идеализма,
• дуализма,
• агностицизма.
17. Сущность геополитики как социально-философской доктрины состоит в том, что: (?)
• географическая среда может ускорять или замедлять развитие общества,
• законы развития общества отличны от законов природы,
• политика государства определяется географическими факторами,
• природная среда — необходимое условие существования людей.
18. Представители натуралистической модели общества – это:
• А. Сен-Симон,
• Ш. Монтескье,
• Ж-Ж Руссо,
• Г. Бокль,
• А. Смит,
• О. Конт,
• Л. Гумилев,
• Л. Мечников.
19. Наиболее полно понятие “цивилизация” можно определить, как: (?)
• совокупность людей, объединенных единством религии,
• синоним культуры общества,
• мировое сообщество государств и народов,
• меру развития материальной культуры общества,
• деградацию культуры, ее закат,
• целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах,
• совокупность материальных и духовных ценностей общества в процессе его исторического развития.
20. Для социально-материалистической модели характерно утверждение о том, что:
• выдающаяся личность не играет никакой роли в истории,
• выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе,
• все социальные группы, слои, общности, индивиды являются, движущими силами развития общества,
• общественная жизнь — случайный процесс.
21. Социальная система обладает такими качествами, как:
• сверхсложность,
• иррациональность,
• наличие интегративного качества,
• самоуправляемость,
• устойчивость,
• слабая предсказуемость развития,
• иерархический характер.
22. Для научно-технической революции XX в. как социального явления характерны такие особенности, как:
• внедрение машин в производство,
• научная революция опережает техническую,
• наука является ведущим фактором производительных сил,
• механизация производства,
• замена функций интеллектуального труда,
• локальный характер,
• совпадение революций в науке и технике,
• использование достижений науки и техники в отдельных отраслях,
• служебная роль науки по отношению к производству,
• глобальный характер,
• замена функций физического труда.
23. Социальная мобильность – это:
• переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса,
• активные миграционные процессы в обществе,
• возможность свободного передвижения по территории государства.
24. Сфера духовного бытия общества, выполняющая нормативную функцию, – это … сфера:
• научная,
• эстетическая,
• нравственная,
• политическая,
• философская.
25. Из допущения, что общественное развитие целиком определяется сознанием и волей великих людей, следует, что:
• исторический процесс совершается закономерно,
• научное познание общества невозможно,
• общественная жизнь не имеет объективных законов,
• научное познание и предвидение исторических событий возможно,
• развитие общества невозможно,
• ход истории заранее предопределен и неизбежен,
• общественная жизнь — случайный процесс.
|